Экономика Раиль Газизов, председатель совета директоров туристического горнолыжного центра «Павловский Парк»: «Возвести прекрасные объекты и сидеть без туристических потоков – никого не устраивает»

Раиль Газизов, председатель совета директоров туристического горнолыжного центра «Павловский Парк»: «Возвести прекрасные объекты и сидеть без туристических потоков – никого не устраивает»

В Башкирии утвердили долгосрочную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РБ» на 2012-2016 годы. В рамках программы на развитие туризма будет выделено порядка 120 миллиардов рублей. О текущих проблемах туризма, перспективных направлениях и возможностях отрасли рассказал председатель совета директоров туристического горнолыжного центра «Павловский Парк», глава комитета по туризму ТПП РБ Раиль Газизов.

– Раиль Мирзиевич, сколько, по вашей оценке, в республике объектов, уже сегодня готовых принимать российских и зарубежных туристов?

– Въездной туризм в Башкирии существует уже много десятилетий, начиная с советских времен. К примеру, если взять только Павловское водохранилище, то туризм здесь представлен разными видами уже три десятка лет. И сегодня на водохранилище насчитывается более десяти баз, которые с разным уровнем комфорта могут принимать туристов. При этом, пожалуй, только две турбазы из всех изначально строились, чтобы функционировать по крайней мере на уровне трех звезд европейского уровня. Остальные – остались с советских времен и требуют существенной реконструкции.

Такая ситуация сложилась и в целом по Башкирии. Подавляющее большинство баз принимать на современном уровне как российских, так и зарубежных туристов достойно уже не могут. Потому что наши люди за последние 10-15 лет активно поездили за границу и понимают, что такое две, три звезды и, тем более, четыре или пять звезд, и знают, какой набор услуг предоставляют они туристам.

К сожалению, сегодня точно сказать, сколько в Башкирии туробъектов, которые могут достойно принимать туристов, невозможно, потому что нет сертификации этих услуг. Задача, которую необходимо провести в республике, привлекая государственный аппарат и общественные организации, – сертификация всех существующих туристических баз. Только тогда можно будет оценить, в каком состоянии эти объекты сейчас и можно ли их рекламировать на любом уровне или нет.

Кстати, хочу также отметить, что многие регионы России сегодня стараются развивать туризм как еще одну отрасль, которая может пополнить государственный бюджет, обеспечить работой население и решить назревшую проблему. Наши туристы, которые выезжают за рубеж, по разным оценкам вывозят ежегодно десятки миллиардов долларов. А привлекает внутренний туризм раз в десять меньше. Поэтому дисбаланс очень большой, и российское правительство предпринимает меры, чтобы этот вопрос решить. В частности, все регионы пытаются войти в правительственную программу по развитию внутреннего туризма, рассчитанную до 2016 года, на которую выделено 96 миллиардов рублей. Сейчас все регионы предлагают примерно одно и то же: горнолыжные центры, аквапарки, местные достопримечательности, а крупных проектов, которые заставили бы людей целенаправленно ехать в этот регион, нет.

Башкирия могла бы предложить несколько таких проектов. К примеру, в зоне Павловского водохранилища намечено выделить 300-400 га для строительства круглогодичного молодежного обучающего оздоровительного центра общероссийского значения «Башкирский Артек». Есть и другие неплохие идеи. Нам для этого необходимо на уровне государственно-частного партнерства предпринять немало совместных мер.

Недавно правительство Башкирии приняло целевую комплексную программу развития внутреннего и въездного туризма. Сейчас ее нужно наполнять реальным делом. К сожалению, в ней не намечено выделить в ближайшие годы достаточно средств, чтобы радикально и быстро поднять внутренний туризм, ведь для того, чтобы стать привлекательным регионом, нужны такие проекты, которые стали бы общероссийским брендом.

– Сколько же таких туристических объектов, удовлетворяющих потребности современных туристов, должно быть в республике в идеале?

– Это довольно сложный вопрос. В принципе, природа Южного Урала и Башкирии довольно привлекательна для туристов, поскольку такое сочетание природных факторов встречается далеко не везде в России. У нас есть и степь, и лесостепь и горно-лесные территории, и прекрасные водоемы, и уникальные памятники природы, где можно осуществлять практически все виды туризма: экотуризм, агротуризм, маршруты, сплавы, стационарный туризм и другие.

Количество туробъектов напрямую зависит от того, какие туристические потоки мы сможем привлечь в регион, потому что туризм, как и любая экономическая отрасль, не может быть дотационной и должна приносить доходы. И, естественно, просто возвести самые прекрасные объекты и сидеть без туристических потоков – никого не устраивает: ни бизнес, ни администрации районов, ни наше правительство.

Основная проблема здесь связана с тем, что мы не знаем эти потоки и поэтому не можем определиться, скажем, сколько оптимально нам нужно горнолыжных баз и где. Ведь если в одном месте сосредоточится много объектов, они будут между собой конкурировать и, естественно, будут убыточны. Бизнес самостоятельно просчитать это дело не в силах, также неверным решением будет отдать все исключительно «на суд» чиновникам. Для того, чтобы строить какой-либо туристический объект, необходимы совместные действия правительства, местных органов исполнительной власти, предпринимательских кругов и общественности. За рубежом такой опыт существует: государственные и общественные структуры, население и бизнес совместно определяют, открывать магазин или строить новый туристический объект в этом месте или нет. Реального и ощутимого эффекта можно добиться только при таком разумном подходе.

– Стоит ли возводить новые объекты или в первую очередь, реконструировать существующие.

– Конечно стоит. Нужно создавать новые объекты, удовлетворяющие современным требованиям. Также необходимо реконструировать и существующие объекты, потому что они выбраны в неплохих местах, и если туда вложить средства, то в них можно будет на современном уровне привлекать туристов.

Частный бизнес сейчас не очень активно вкладывается в туризм, потому что сроки окупаемости очень длительные, больше десяти лет, и пока неясно, каковы будут туристические потоки. Если бы этими потоками были сотни тысяч, миллионы людей и направления охватывали все виды туризма, то конечно бы все «закипело». Но сразу ничего не бывает, нужны время и средства.

– Какие направления по-вашему необходимо развивать в первую очередь, чтобы привлечь туристов в республику и местных туристов?

– Надо начинать с того, что реально сегодня может привлечь туристов в республику. Это, прежде всего, маршруты, но их нужно готовить и сертифицировать с тем, чтобы люди получали безопасный и комфортный отдых. Необходимо использовать событийный туризм, сочетать проведение спортивных и туристических мероприятий, потому что они взаимосвязаны между собой. Спортивные объекты должны использоваться помимо соревнований для туристов, а туристические – строится таким образом, чтобы на них можно было проводить соревнования. Тогда базы получат большую заполняемость.

На территории Башкирии для того, чтобы организовать современный туризм, надо создать и придорожный сервис, чтобы туристы получали нормальные услуги и могли перемещаться по Башкирии достаточно спокойно. Комитет по туризму Торгово-промышленной палаты РБ неоднократно поднимал этот вопрос, но решения пока нет, потому что проект требует достаточно серьезных вложений. Но если в конечном счете правительство определится с такой программой, выделит деньги, построит инфраструктуру, тогда частный бизнес конечно будет готов вложиться в строительство гостиниц, стоянок и прочих объектов.

– С какими основными проблемами сталкиваются инвесторы, которые настроены создавать новые туробъекты в Башкирии?

– Проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, являются общими для всех. Прежде всего, многие территории, где можно было бы развивать туризм, относятся к землям лесного фонда. И получение этих земель для строительства туристических объектов требует очень много времени и усилий. Часто попытки заканчиваются ничем, так как этот механизм совершенно не отлажен, а законы, кодексы, в частности лесной кодекс, не взаимоувязаны с возведением туробъектов. В частности, земли, которые арендованы у министерства лесного хозяйства, не позволяют строить капитальные объекты. Но как можно развивать туризм, если можно возводить лишь временные сооружения? Естественно, этот механизм нужно менять, внося поправки в лесной кодекс на российском уровне.

Туризм – отрасль чрезвычайно капиталоемкая, с длительным сроком отдачи, требует особого экономического подхода как со стороны региональных властей, так и в целом по России. Неправильно, что нет никаких налоговых льгот на строительство туристических объектов. Это также является фактором, который сдерживает привлечение капитала.

Имеются трудности с составлением бизнес-планов, потому что любой такой документ включает туристические потоки. Отдельно взятая фирма обеспечить турпоток в республику и на свою базу не может. А для того, чтобы они были, нужна массированная на республиканском уровне пропаганда туротрасли республики, туристический портал, который требует и специалистов, и средств, создание брендов, чтобы люди захотели приехать, и многое другое, что входит в создание туристической отрасли.

К примеру если мы приезжаем за рубеж, мы видим, что там выстроена вся система, необходимая для туризма. Это и логистика, обеспечение на централизованном уровне качественным питанием, медицинским обслуживанием, страхованием.

Еще одна проблема – современно обученные кадры. Мы сталкиваемся с тем, что нет кадров для туристической отрасли, приходится сортировать из того, что есть. К сожалению, существующая система подготовки готовит не вполне те кадры, которые могли бы закончить учебное заведение, прийти и сразу нормально работать. Люди попросту не готовы достойно принимать и обслуживать наших туристов. Здесь также предстоит большая работа, потому что учебные заведения должны знать потребности отрасли и нужно совместно совершенствовать учебные программы.

Повторюсь еще раз, все эти проблемы могут быть решены достойно, если только будет серьезно использован механизм государственно-частного партнерства, причем за ролью государства должны быть определены установление правил игры, принципов для инвесторов.

В конце мая этого года туймазинская межрайонная прокуратура подала в суд на руководство природного парка «Кандры-куль» за «незаконное взимание платы за проезд на территорию». Руководство природного парка объясняет, что деньги на входе берутся лишь для удобства, а по факту туристы оплачивают возможность пользования инфраструктурой (кострищами, туалетами, стоянкой). Также в природном парке заявили, что боятся, если вход на озеро будет совершенно свободным, то Кандры-куль быстро будет загажено неаккуратными туристами. Каково ваше мнение по этому вопросу? Стоит ли допускать туристов свободно на территорию природных парков?

– Для того, чтобы организовать удобный для туристов отдых со стоянками, местами для мусора и прочими удобствами, чтобы природа не пострадала, естественно нужны средства. Но у бюджета на сегодня таких средств нет. Поэтому, платят за такие услуги те туристы, которые приезжают отдыхать. И с точки зрения здравого смысла попытка отменить оплату на Кандры-куле, на мой взгляд, неразумна.

С другой стороны, силовые органы и прокуратуру понять можно: они исходят из существующих законов, подзаконных актов, правил, предписаний и исходя из этого определяют, взимать или не взимать деньги. Но как я уже говорил, зачастую они противоречат друг другу и разуму. Поэтому задача состоит в том, чтобы менять те документы, которые пришли в несоответствие с реальной действительностью. А пока законы не изменились – исходить из того, что можно все-таки сделать на местах. Природные парки должны быть доступны для отдыхающих, но там необходимо обеспечить должный комфорт. Только при таком симбиозе природы и человека выиграют все.

– Что бы вы посоветовали предпринимателям, которые хотят выйти на этот рынок?

– Я очень хотел бы посоветовать, чтобы люди очень внимательно изучили возможность строительства туристического объекта в данном месте. Нужно советоваться с предпринимательскими кругами, с администрацией, не создавать излишнюю конкуренцию. Можно построить очень хороший объект и сделать его планово убыточным, если не будут решены вопросы с туристическими потоками.

Фото: Фото из личного архива Раиля Газизова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем