Экономика Память места, или «Немецкое нашествие»

Память места, или «Немецкое нашествие»

Все, кто жил когда-либо в гостинице при банковской школе на Алтуфьевском шоссе, наблюдали просторы пригородов Москвы. Прекрасно спланированная магистраль, с большой пропускной способностью, современные дома и даже артобъект у входа в парковую зону – ничего не напоминает о недавней истории этих мест. А связана она с жизнью и деятельностью московских немцев. На Севере Подмосковья в конце девятнадцатого столетия возникла немецкая колония с железнодорожной станцией Марк и «Вогау штрассе». Тех самых, которые в начале двадцатого столетия вошли в десятку самых богатых семей России, заняв четвертое место в списке, после Нобелей, Н.А. Второва, Морозовых. На северо-западе в Неклюдово (Нагорное) ими была куплена усадьба, затем капитально взялись за устройство дорог, нынешних Алтуфьевского и Челобитьевского шоссе.

Накануне Первой мировой войны торговый дом располагал капиталом в размере 51,6 миллиона рублей и был одним из ведущих торгово-промышленных и финансовых концернов России. Выходцы из Германии, из города Галле, в России обрели вторую родину, в 1840-х годах организовав торговлю химическими и колониальными товарами. Позже сфера интересов семьи Вогау чрезвычайно расширилась.

Кроме торговли – чайной, москательной, сахарной – занимались они и производством: железоделательным, меднопрокатным, писчебумажным, содовым, хлопчатобумажным и рядом других. Торговый дом «Вогау и К°» располагал филиалами в Петербурге, Лондоне, имел торговое представительство в Варшаве, большое число агентов в различных торговых и промышленных центрах России.

Продукция Белорецкого
металлургического завода

Интерес к Белорецкому округу торгового дома «Вогау и К°» – фирмы, в основном занимавшейся торговлей и комиссионерством, – не был случайным. Обусловлен необычайной концентрацией природных богатств округа (на его территории находилась знаменитая горя Магнитная) и дешевизной покупки. Владевшие округом в 60–70-е годы XIX века братья Николай и Сергей Пашковы не имели средств для развития производства. В 1874 году по требованию кредиторов округа 240 тысяч десятин земли с горой Магнитной были проданы торговому дому «Вогау и К°». Одновременно с покупкой Белорецкого округа торговый дом начал присматриваться к соседнему Кагинскому хозяйству. Заводы этого хозяйства в начале 60-х годов XIX века прекратили производство и были заложены в Сохранную казну. В 1882 году Кагинский округ был куплен с торгов. В 1897 году, укрепляя Белорецкое общество, торговый дом передал ему Кагинское предприятие, тогда же начав коренную перестройку Кагинского и Узянского заводов.

В начале XX столетия объединенное Белорецкое хозяйство превратилось в одно из самых крупных на Урале. Четыре завода – округа выплавили в 1900 году 2 068 276 пудов чугуна, произвели 1 416 887 пудов железа и стали, увеличив производство, соответственно, в 7,3 и 6 раз. Такой рост был обеспечен большой реконструкцией заводов. На Белорецком заводе были перестроены две старые доменные печи, построена новая (третья) печь, расширено пудлингование. В 1894 году были пущены две мартеновские печи. На Тирлянском заводе была перестроена домна и построена новая, вторая, печь. После длительной остановки в 1884 году был вновь пущен Кагинский завод. Здесь также были вновь построены доменная печь и гвоздарно-волочильная фабрика. В 1896 году после реконструкции начал действовать Узянский завод. В округе была усилена специализация производства, увеличился выпуск продукции, имевшей широкий спрос на рынке (кровельное железо, проволока, сталь).

К 70-летию фирмы ее общий торговый оборот составлял около 120 миллионов рублей. В сферу ее влияния входили 24 акционерные компании с основным капиталом свыше 90 миллионов рублей. В 1914-м торговая организация фирмы Вогау включала в себя шесть отделов (москательный и химических продуктов, строительных материалов, чайный, сахарный, металлов, хлопковый) и насчитывала свыше 650 служащих. До начала 1900-х годов торговый дом «Вогау и К°» занимался банковскими операциями и содержал банкирскую контору в Москве, выступил также соучредителем Московского учетного банка (1869) и страхового общества «Якорь» и был одним из ведущих торгово-промышленных и финансовых концернов России. Фирма «Вогау и К°» участвовала в более чем в 20 предприятиях легкой, пищевой, тяжелой промышленности. Дочерняя компания Марков первыми в России начали торговлю автомобилями зарубежного производства.

Вид на Алтуфьевское шоссе, г. Москва

Известны Вогау и своей благотворительной деятельностью. В Лефортово в 1883 году был открыт евангелический госпиталь и приюты для бедных. Во время войны в Москве был организован лазарет для раненых (около 900 тысяч рублей).

В Уфе торговый дом Вогау в сотрудничестве фирмы «Караван» развернул торговлю чаем в собственном корпусе на Верхнеторговой площади и построил огромное трехэтажное здание чаероссыпной фабрики на улице Уфимской (Чернышевского). Те, кто делают покупки в магазине «Техно», едва ли об этом догадываются.

Наступил 1915 год. В связи с неудачами на фронте в июне последовал указ о правительственном надзоре за немецкими фирмами. Волна антигерманских настроений обрушилась на московских немцев Вогау еще в мае. В главной конторе на Варварке были взломаны сейфы, похищена денежная наличность и ценности, сгорел архив вместе с конторой. Начисто сожжено было имение в Архангельском и на Воронцовом поле. На фабриках и заводах, принадлежащих клану Вогау-Марк, ввели представителей правительства. А в 1916 году происходит смена правления и все его члены немецкой национальности отстраняются от руководства предприятием, а фирмы ликвидируются. Правда, потом подсчитали и выяснилось, что для ликвидации фирмы требуется 30 миллионов рублей, которые отощавшая казна выделить не могла. Вогау срочно, с большими потерями, сворачивают все свои дела. Меднопрокатный завод Кольчугина переходит к Русско-Азиатскому банку. Именно на этом заводе получат первый в СССР авиационный дюраль – кольчугалюминий. Белорецкий металлургический комбинат Вогау уступили двум другим петроградским банкам – Международному и Учетно-Ссудному.

После Октябрьской революции владельцы «Вогау и К°» эмигрировали за границу. Немногие оставшиеся в России пережили все тяготы «смутного времени».

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем