Экономика «Налог на несчастье»: к празднованию юбилея горздрава

«Налог на несчастье»: к празднованию юбилея горздрава

– Вас уже оперировали? – спросил врач.
– Да.
– Ну и как?
– Три тысячи долларов.
– Я имею в виду, что у вас было?
– Только одна тысяча.
– Вы опять не поняли. Я спрашиваю, на что вы жалуетесь?
– Плата слишком высокая.
Анекдот

Этот нехитрый анекдот напоминает об актуальнейшей проблеме здравоохранения, которую в разное время пытались по-разному решать в нашей стране. Земство еще во второй половине XIX столетия ставило вопрос о бесплатном лечении, проводя идею, что платить за медицинское обслуживание должно все население, а не только больные, то есть развивалась идея общественной службы. Бесплатным лечением пользовался ограниченный круг больных – воспитанники приютов, больничная прислуга, пожарные и некоторые другие категории городских жителей (Губернская больница размещалась в старой Уфе, в двухэтажном здании. В ней была 51 койка: 30 – мужских, семь женских, четыре детских, 10 – для башкир).

«Западная Европа выработала медицинскую помощь в болезнях преимущественно в виде личного дела больного и служащего ему врача, в рамках ремесла или торговли, – охарактеризовал в 1881 году основные черты земской медицины исследователь М.Е. Капустин. – Русская земская медицина явилась чисто общественным делом. Помощь врача в земстве не есть личная услуга за счет больного, но есть акт благотворения: она есть общественная служба. Конкуренция врачей в городах за счет болеющего населения есть факт европейский, отсутствие конкуренции между сельскими врачами есть принадлежность общественной службы. Как высший, так и узкий интерес земских врачей заключается в сокращении числа больных и продолжительности болезней».

Земская медицина ставила перед губернской и уездными управами задачу отмены взимания платы с самих больных. Например, в 1899 году в Белебеевском и в Уфимском уездах лечение было бесплатное, в Мензелинском уезде за стационарное лечение взимали по 15 копеек в сутки, с жителей других городов – по 25 копеек. В Стерлитамакском уезде лечение больных также было платным. Сторонники платного лечения больных говорили, что плата разгружает амбулаторию от попутно лечащихся, от «пустяшных» больных. Однако переставали лечиться женщины, дети и заразные болезни. Для крестьянина 15 копеек были очень большими деньгами. Земство признавало, что платить за медицину должно все население, а не больные, что плата с больных – самый несправедливый налог, налог на несчастье.

Фактически земства учреждены были лишь в 1875 году. Приказ общественного призрения до этого занимавшийся в числе других дел и здравоохранением, просуществовав около 90 лет, оставил земской медицине нищенское наследие. Достаточно сказать, что к моменту введения земства Уфимская губерния имела в городе Уфе соматическую больницу на 51 койку, дом умалишенных на 36 коек и богадельню на 85 мест. В пяти уездах было семь больниц и 84 койки с девятью врачами, 75 фельдшерами и 10 повивальными бабками. Годовое число больных, обращавшихся во все эти больницы, равнялось 5000. До земства, – амбулаторного лечения не было. Не было, в сущности, и коечного лечения…больницы были не лечебными заведениями, а казематами, куда может загнать человека лишь крайняя нужда и безысходность, да и то при условии, что с него взять ничего нельзя, а, следовательно, нельзя взять и платы за лечение.

Губернская больница, Уфа,
вторая половина XIX века

В первые годы существования земской медицины практиковалась разъездная система медицинского обслуживания: врач, живший в городе или при уездной амбулатории, один раз в месяц или реже объезжал фельдшерские пункты уезда. Постепенно, через промежуточную (смешанную) форму была заменена стационарной. Земские врачи стремились к тому, чтобы была учреждена нормальная сеть врачебных участков; они разработали структурные принципы врачебного участка: врачебный участок на селе должен иметь радиус в пределах 10 верст, площадь – 314 квадратных верст, население его должно составлять 6—6,6 тысячи человек. В него должны входить участковая лечебница (стационар на 5—10 коек с родильным и сифилитическим отделениями, заразный барак, амбулатория), помещение для аптеки, квартира для врача и дом для персонала. Наряду с земскими врачебными участками сформировались земские уездные и губернские больницы. В последних создавались прозектура и операционные. Так сложилась трехзвенная структура врачебной помощи сельскому населению: врачебный участок – уездная больница – губернская больница. Однако она существовала не повсеместно. Хотя земство создало 70 врачебных участков, на каждый приходилось до 53 500 жителей.

Для решения проблем земской медицины и объединения усилий собрались съезды земских врачей. Съездов было всего шесть (первый – в 1883 году, последний – в 1908 году). Они занимались не только клиническими проблемами, но серьезное внимание уделялось общественным вопросам, связанным с медицинской работой и оплатой услуг.

Организуется разъездная медицинская помощь для сельского населения. Появились первые сельские амбулатории лечебницы, фельдшерско-акушерские пункты, организуются первые кумысолечебницы, зарождается санитарная служба. В 1882 году создается общество врачей под руководством Н.А. Гурвича.

В Уфе открывается глазная (1902) и инфекционная (1910) больницы на десять коек каждая, противотуберкулезный диспансер на четыре койки (1912), роддом на 20 коек. По инициативе врача А.И. Подбельского в Уфе организуется фельдшерско-акушерская школа (1908 год). В конце 1910 года в Уфу перебазировалось два госпиталя. Вообще плотность учреждений, оказывавших медицинские услуги в городе Уфе, была довольно высокой. К примеру, на одной только улице Большой Казанской (ныне – Октябрьской революции) до революции более десятка врачей имели частную практику и, судя по объявлениям в газетах, принимали больных с 9 до 10 часов утра и вечером и от четырех до шести часов. Прием вели терапевты широкого профиля. Лечили и распознавали внутренние болезни, ушные, горловые, детские и венерические. Алкоголизм и нервные болезни прерывали гипнозом. Большим доверием пользовались профессиональные акушерки и родильный приют. Разболевшиеся зубы можно было полечить в частной клинике на Большой Казанской в доме №4 – за 30 или 50 копеек. Установка искусственного зуба стоила недешево – один рубль. Но нижним чинам и воспитанникам народных школ существовали скидки.

Не редкостью в Уфе были аптеки. В 1908 году их в городе насчитывалось 12, из них на Большой Казанской – три. Самая первая частная аптека появилась здесь в 1787 году; казенная – двадцатью годами позже. Но самые дешевые лекарственные средства отпускались при амбулатории попечительства о бедных.

Уфимскому горздраву, празднующему 20 декабря почему-то 90-летний юбилей, желаем побольше денег в бюджете и поменьше заболеваемости в статистике.

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем