Экономика Куда прешь, молодежь?

Куда прешь, молодежь?

На днях в офис нашего маркетингового агентства на консультацию пришла девушка-предприниматель лет 23-х, которая занимается развитием интернет-магазина. Хотя развитие – это громко сказано, в ходе анализа ее проекта выяснилось, что это больше похоже на выживание. Стало даже искренне жалко, что человек тратит время и силы на дело с призрачными шансами на успех и процветание.

Мы посоветовали ей ради большего дохода закрыть проект, перестать мучить себя и пойти в найм, с такой энергичностью и целеустремленностью корпоративная карьера будет более перспективна и сразу же более выгодна. Наш совет она встретила с недоумением: «Как? Развивать чужое дело?! Это невозможно!»

Предприниматели в России появились в те годы, когда эта девушка только родилась. Тогда это были управленцы, которые «воспользовались возможностями» управляемых госпредприятий, их задачей было выжать максимум из упавшего в их руки социалистического хозяйства. Другой категорией предпринимателей были вынужденные безработные, которые не могли прокормить на свою зарплату даже себя, не говоря о своей семье. Они брали большие клетчатые сумки и ехали в Турцию и на «Лужники» за товаром, рискуя всем и рассчитывая только на себя, раз уж вовремя не пристроились. Им нечего было терять. Так возникал российский бизнес, который делил пустые на тот момент рынки и рос, опережая темпы гиперинфляции.

Сейчас предпринимателями молодым быть не выгодно. Государственная служба, правоохранительные и надзорные органы, госкорпорации, крупные бизнесы, выросшие из лихих 90-х создают достаточно рабочих мест. Работодатели готовы со студенческой скамьи сразу же забирать потенциальные кадры. Коллеги регулярно спрашивают, есть ли у нас на примете для них молодой специалист, при этом «опыт работы желателен» даже не упоминают – «сами научим».

Природа предпринимательства в России стала другой. Сейчас это не место для вынужденных безработных, вчерашние студенты с минимальным опытом работы сознательно выбирают этот путь, по-модному называя свое дело стартапом. Они видят в этом возможности, хотя не имеют достаточного жизненного опыта. Рынки заняты сильными игроками, в регионы идут бизнесы под международными брендами, шансы привлечь инвестора равны шансам потерять свое дело. Так ради чего молодые выбирают бизнес?

Алексей, 23 года, владелец компании по регистрации предприятий: «Я сам определяю, как заработать, что надо сделать, чтобы увеличить свой доход».

Антон, 24 года, совладелец торговой компании: «Я получил возможность самому распоряжаться своим временем, я мог пойти работать наемным специалистом по защите информации, но тогда не я буду решать, что мне делать. Приходится заниматься всем, учиться всему».

Никто не сделает им скидку на их возраст, никто им не даст гарантий, что «на карточку упадет аванс», эти гарантии они создают сами, и это их сознательный риск, который они рассчитывают окупить.

Один государственный деятель как-то красиво сказал: «Свобода лучше, чем несвобода». Возможно, поэтому молодые предприниматели готовы рискнуть, сами, по собственной воле. Конечно, они тоже рассчитывают на «теплое место», но создадут они его самостоятельно. Создадут и для тех, кто не решился рискнуть сейчас, выбрав более стабильный путь. Вот тогда и День российского предпринимательства будет отмечаться вместе с Днем налогоплательщика как праздник, который они организовали сами.

маркетолог, предприниматель, Мунир МИНИБАЕВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем