Экономика Карьера, деньги, поколение Y

Карьера, деньги, поколение Y

Я занимаюсь рекрутментом уже 17 лет, и за эти годы я и мои коллеги проследили становление и развитие карьеры многих тысяч человек. Кроме того, мы проводим регулярные исследования и отслеживаем динамику заработной платы, и факторов мотивации – как определяющих выбор места работы, так и удерживающих человека в компании, где он работает.

Общей особенностью России является преобладание финансовой мотивации у большинства специалистов и менеджеров, включая и топ-менеджеров. И этот факт подтверждается на протяжении многих лет: на первые-вторые места всегда попадают оплата труда (оклад), бонусы, социальные льготы, а затем возможности карьерного роста и обучения. Сравнивая результаты наших (и не наших) исследований по России с исследованием, например, What~s working компании Mercer по так называемым развитым странам, мы поражаемся тому, что все данные получаются в зеркальном отражении: то, что значимо для нас, у них не попадает вообще в число значимых факторов, и наоборот. Есть такие для нас пока просто экзотические факторы, которые во Франции, Германии выходят на первое место, например «уважительное отношение (работодателя к своему работнику, руководителя к подчиненному)» или «хороший сервис/продукт для клиента, этичность и экологичность компании». У нас такие факторы не только не попадают в число значимых, но до последнего времени о них никто даже и не спрашивал.

Я написала «до последнего времени», потому что как раз в последние 3-5 лет мы вдруг стали наблюдать молодое поколение (поколение Y – те, кто родился позже 1984 года), которое именно такие факторы стало выдвигать на первые места. При выборе компании представители наиболее продвинутой части этого поколения задают такие вопросы, как «в каких экологических/социальных/благотворительных программах вы участвуете?». Для представителей поколения Y наиболее важны возможности профессионального и личностного развития, самореализации, а также технологичность рабочей среды, обеспечивающая моментальность коммуникаций, обратной связи от коллег и руководителя, гибкие условия труда, сбалансированность работы и досуга (а в последнее время даже скорее интеграция работы и личной жизни).

Кто-то скажет, что я куда-то в облака улетела и говорю не о чем-то насущном, характерном для большинства работающих людей, а для очень небольшой их части. Это может быть и так, но давайте заглянем хотя бы на 7-8 лет вперед. По прогнозам МакКинзи, в 2020 году будет дефицит 40 миллионов high-skilled professionals (высококвалифицированных профессионалов) и избыток 90 миллионов работников невысокой квалификации (речь опять идет о странах Евросоюза, США и Канады). Но мы ведь тоже не на Луне живем, и эти глобальные тенденции коснутся и нас. В этой связи мы должны думать о том, чтобы мы сами и/или наши дети попали именно в число high-skilled professionals, а для этого надо соответствовать и по уровню образования, и по современности и развитости своей мотивационной сферы, и по «могуществу желаний».

Вернемся к вопросу преобладания материальной мотивации. Это можно понять, можно объяснить: в России все еще первое поколение, которое решает свои экзистенциальные проблемы. Уровень тоже разный: у кого-то щи пусты, у кого-то жемчуг мелковат, но в любом случае большинство из нас еще не решили свои материальные проблемы. Но замечали ли вы, взрослые представители среднего класса, что наших детей волнует вовсе не это? Они не помнят денежную реформу 1990 года, 30% годовую инфляцию, дефолт 1998 года. Это дети представителей поколения Х и среднего класса поколения бэйби-бумеров, то есть дети небедных родителей, и их экзистенциальные потребности уже удовлетворены – ведь мы же очень старались.

Но у нового поколения не будет и головокружительных карьерных и зарплатных возможностей, какие были у нас в 90-е годы. Поэтому тоже они значительно меньше думают о деньгах. Приоритетными для них становятся новые ценности: творчество, общение, не ограниченное страновыми рамками, баланс между рабочей и личной жизнью. Кроме того, мы еще не осмыслили до конца роль Интернета, роль их жизни в Сети. Может быть, они лучше нас предчувствуют, что и профессиональные, и финансовые возможности рождаются сейчас там, а не в традиционных сферах и видах деятельности? Понятно, что нефтегаз пока тоже никто не отменял. Также и в этом поколении есть различные группы, в том числе и с выраженными ценностями предыдущего поколения X, где деньги и стремление как можно больше заработать стоят на первом месте.

И все же о каких бы мотиваторах для работы мы не говорили, основой все-таки является профессионализм. Только при достижении его определенного уровня мы получаем возможности выбирать интересные места работы, строить свою карьеру и вообще интересно жить.

Роза Ремеева, директор уфимского филиала кадрового холдинга АНКОР
Фото: Фото из личного архива автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем