Бизнес Заемщики нуждаются в защите

Заемщики нуждаются в защите

На IV Всероссийском конгрессе «Рынок потребительского кредитования в России» директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский выступил от имени Банка России с предложением о создании специального государственного института.

" src=

На IV Всероссийском конгрессе «Рынок потребительского кредитования в России» директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский выступил от имени Банка России с предложением о создании специального государственного института, который будет осуществлять контроль и надзор в сфере потребительского кредитования.

Основным сборщиком жалоб заемщиков российских банков на сегодня является Роспотребнадзор, хотя в 2006 году ассоциация российских банков (АРБ) и пыталась оспорить его права на защиту граждан от произвола банков. Сейчас конфликт урегулирован и руководители обеих организаций выступают с совместными заявлениями, разбирая жалобы заемщиков, о чем мы писали ранее.

Борьбой с некорректной работой кредитных учреждений занимаются уже все – Центробанк, Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба и даже Генпрокуратура, под давлением которой «Русскому стандарту» пришлось отказаться от всех комиссий по кредитам. А у семи нянек, как известно, дитя все равно остается без присмотра.

Примеру «Русского стандарта» не последовал практически никто, и гражданам по почте продолжают рассылать кредитные карты с предложением активировать их на выгодных условиях, при том что вся информация о предоставляемой услуге до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается выше заявленной.

О причинах недовольства заемщиков высказался директор «Башкирского республиканского Центра ипотеки и кредита» Руслан Газизов: «При выдаче ипотечных кредитов банки сотрудничают с нами, а мы уже дальше ведем работу с клиентами и разъясняем все подробности. Мы нужны и банкам, и клиентам. Поэтому никаких конфликтов нет. В потребительском кредитовании все иначе – там все скрыто от клиента, процентные ставки и комиссии замалчиваются, поэтому банки не хотят присутствия посредников, а общаются с клиентами напрямую. Эта сфера наиболее прибыльная, а прибылью банки предпочитают не делиться».

Директор брокерской компании «Кредитный отдел» Ринат Фаррахов говорит о роли кредитных брокеров в снятии конфликтов между банком и клиентом: «Все кредитные брокеры делятся на две группы – «белые» и «черные». Все недовольства в нашей среде идут от «черных» брокеров. Нормальные брокеры платят налоги, официально зарегистрированы, у них есть договоры с банками.

А те, которые «ловят клиентов» возле крупных магазинов, предлагая оформить кредит, и являются источниками недовольства, поскольку обманывают людей. Если человек оформил потребительский кредит с нашей помощью, то никаких недовольств и недопониманий у него уже не будет. Брокер связывает банк и клиента и предоставляет максимум информации, чтобы исключить любой конфликт. Мы давно уже выступаем с инициативами о создании такого регулирующего и надзирающего органа. Ассоциация кредитных брокеров, куда я вхожу, даже разработала уже соответствующий проект закона».

Как сообщил заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Владимир Луков, в 2006 году клиенты жаловались на поведение кредитных организаций 50-60 раз в год, а сейчас в Минфин поступает практически каждый день по одному обращению на эту тему.

Видеть Роспотребнадзор в качестве своего «карающего меча» банковское сообщество почему-то не хочет. А нагрузить Центробанк этими функциями не советуют эксперты. По их мнению, это может создать конфликт интересов внутри ЦБ, так как его надзорные органы в настоящий момент защищают и права заемщиков, и права кредиторов, а новая структура должна заниматься именно интересами потребителей. Она должна стать буфером между клиентом и банком, а Центробанку и без этого есть чем заниматься – монетарная политика, борьба с инфляцией и пр.

Председатель правления уфимского Городского объединения защиты прав потребителей Владимир Крюков высказывается против создания нового государственного органа по контролю: «Иметь команду узких специалистов по надзору в банковской области было бы неплохо. Но тогда возникает вопрос: а не создать ли еще отдельные органы по надзору в каждой сфере – по услугам, по товарам, по общеобразовательным учреждениям и т. д.? В последнее время как раз шло сокращение госаппарата, а тут – опять новый орган».

Сегодня в Уфе проходит совещание руководства Роспотребнадзора. Возможно, одним из обсуждаемых вопросов будет как раз обоснование передачи функций контроля и надзора в сфере потребкредитования другим госорганам.

Все эти заявления надо рассматривать в ракурсе информации о подготовке нового закона о потребительском кредитовании. Государство прощупывает почву и производит некий опрос общественного мнения, делая те или иные заявления. Как все это будет скомпилировано в конечном итоге в рамки законодательного акта – загадывать пока рано.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем