Бизнес В банках нашли нарушения

В банках нашли нарушения

Нарушения в кредитно-банковской сфере носят распространенный характер и вскрыты в деятельности большинства кредитных учреждений. Таковы результаты проверок, проведенных в 2010 году органами прокуратуры Башкирии...

Нарушения в кредитно-банковской сфере носят распространенный характер и вскрыты в деятельности большинства кредитных учреждений. Таковы результаты проверок, проведенных в 2010 году органами прокуратуры Башкирии.

Злоупотребление банками своим доминирующим положением зачастую приводило к нарушению прав остальных участников рынка кредитования, в том числе прав потребителей.

«Проверки показали, что кредитными организациями от граждан-заемщиков скрывалась информация о полной стоимости кредита, взыскивалась комиссия за его выдачу, за ведение ссудного счета, налагались ограничения при досрочном погашении кредиторской задолженности, навязывалось приобретение дополнительных услуг», – рассказала старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.

Также осуществлялись банковские операции без соответствующей лицензии, в договорах кредитования предусматривались положения, ущемляющие права потребителей, в частности, о распоряжении денежными средствами клиента на других счетах, внесудебном порядке обращения в собственность заложенного имущества.

Неудивительно, что граждане по-прежнему продолжают обращаться и в Управление Роспотребнадзора по РБ с жалобами на банки. Так, в ведомство за десять месяцев 2010 года поступило 106 обращений граждан по вопросам обеспечения защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг. Большинство заявлений связано с заключением и исполнением кредитных договоров, начислением штрафов, неустоек за просрочку платежей и взысканием имеющейся задолженности. Один из самых волнующих вопросов – проблема реструктуризации долгов по кредитам, сообщила специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алия Тараканова.

Нарушения прав потребителей происходят также при заключении кредитного договора: это навязывание, к примеру, страхования. В частности, Дюртюлинской и Мелеузовской межрайонными прокуратурами, прокуратурой Аургазинского района в ходе проверки подразделений Уфимского филиала ОАО «Русь-Банк» установлены нарушения. «Предоставление потребительских кредитов гражданам обуславливалось обязательным заключением договоров личного и имущественного страхования заемщика, что послужило основанием для внесения представлений», – сообщили в прокуратуре.

«Страхование может быть обязательным или добровольным. Например, при приобретении квартиры или машины в кредит данное имущество находится в залоге у банка. В данном случае страхование залогового имущества обязательно. Однако, если вопрос касается трудоспособности клиента, такое страхование считается добровольным», – отметила Алия Яулдатовна.

Эксперты говорят, что в спорах с клиентами мог бы помочь и финансовый омбудсмен, который априори берет на себя роль примирителя между банками и их клиентами во внесудебном порядке. Так, одним из инициаторов введения подобного института в республике является председатель Ассоциации кредитных организаций РБ Айдар Зубаиров. Он полагает, что большинство споров финансовых учреждений и их клиентов можно решить в досудебном порядке. «Важно понимать следующее: хотя институт общественного примирителя создан по инициативе банков, но защищать он будет в первую очередь рядовых граждан – потребителей финансовых услуг», – прокомментировал ранее председатель Ассоциации кредитных организаций РБ Айдар Зубаиров.

Помимо всего прочего, встречаются в банках и злоупотребления полномочиями. Так, по материалам прокуратуры Караидельского района в 2010 году возбуждено четыре уголовных дела по части третьей статьи 160 УК РФ в отношении контролера-кассира отделения Сбербанка России. Со счетов клиентов банка незаконно снимались и присваивались денежные средства. «К настоящему времени указанное дело судом рассмотрено с вынесением обвинительного приговора», – отметила Лариса Кучина.

Правда, говорить, по мнению экспертов о том, что сей факт распространен в банках – неверно, скорее это исключение. В банках устанавливаются высокие требования к кассовым работникам. Начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РБ Юрий Черницев также указывает на то, что ситуации со злоупотреблениями полномочиями сотрудниками финансовых организаций встречаются достаточно редко.

«Всего в 2010 году прокурорами выявлено 80 нарушений в кредитно-банковской сфере», – сообщила Лариса Кучина. Возбуждено 15 уголовных дел, из них пять в отношении должностных лиц банков.

По словам старшего помощника прокурора РБ, надзор в данной сфере находится на постоянном контроле, и работа по выявлению и пресечению нарушений законодательства о банках и банковской деятельности, а также в сфере кредитования будет продолжена.

Отметим, что второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности. В Управление Роспотребнадзора по РБ сообщили, что Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта пройдет под девизом «Потребители за честные финансовые услуги».

Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем