Экономика Выбиваем компенсацию за потерянный багаж

Выбиваем компенсацию за потерянный багаж

Мария слетала в отпуск в Испанию. На обратном пути в московском аэропорту ее багаж потеряли. Аэропорт признал факт потери и изъявил готовность оплатить стоимость багажа по принятым расценкам – три тыс. рублей (500 рублей за каждый потерянный килограмм). Между тем в чемодане у Марии, кроме прочего, лежали модный навороченный телефон, интернет-планшет и несколько дорогих авторских платьев из Испании. Общая стоимость потерянных вещей – около 60 тысяч рублей. Как Марии добиться компенсации всей утраченной суммы? На этот вопрос отвечают эксперты 102banka.ru.

Ю

рисконсульт ООО Юридическая фирма «Результат» Илья Соколов

«Общие положения об ответственности перевозчика, вне зависимости от вида транспортного средства, закреплены в ст. ст. 793-797 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ, ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа в случае его утраты или недостачи, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Между тем, для авиаперевозок установлены специальные правила, закрепленные в Воздушном кодексе РФ. Согласно ч. 1 ст. 119 ВК РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности;

  • за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, – в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза.

Таким образом, по общему правилу, действующему для перевозок воздушным транспортом, если ценность груза пассажиром не была объявлена до начала перевозки, размер ответственности перевозчика ограничивается суммой в 600 рублей. Ограничение размера ответственности авиаперевозчика связано с ратификацией СССР в 1934 году Варшавской конвенции от 12 октября 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, которой предусмотрены следующие пределы ответственности перевозчика: 17 специальных прав заимствования или $ 20 USD за килограмм зарегистрированного багажа и грузов.

Однако, исходя из рассматриваемой правовой ситуации, Мария является потребителем, то есть лицом, воспользовавшимся услугами авиаперевозчика исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С учетом этого к рассматриваемому спору применяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В силу п. 1 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. В случае конкуренции общей (Воздушный кодекс РФ) и специальной (Закон РФ «О защите прав потребителей») норм приоритет имеет специальная норма, поскольку она учитывает особый статус одного из участников правоотношений – потребителя услуги по перевозке багажа.

Таким образом, в рассматриваемой правовой ситуации должны применяться нормативные предписания Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающие, что вред подлежит возмещению в полном объеме.

Марии следует подтвердить:

  • стоимость багажа с помощью кассовых документов, подтверждающих размер оплаты за перевозимые товары (телефон, планшет и платья);

  • факт того, что товары действительно находились в ее багаже. В данном случае также помогут кассовые документы, оформленные в Испании и свидетельские показания.

В соответствии с ч. 1 ст. 126 ВК РФ, претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

  • о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки – со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты – с даты составления коммерческого акта;

  • о возмещении вреда в случае утраты груза – через десять дней по истечении срока доставки;

  • о возмещении вреда в случае утраты почты – по истечении срока доставки;

  • о возмещении вреда во всех остальных случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензию целесообразно предъявлять именно к авиакомпании, поскольку именно авиакомпания (а не аэропорт) состоит в договорных отношениях с потребителем, в рамках которого производит перевозку пассажира и его багажа. В случае отказа от возмещения вреда в полном объеме потребитель вправе обратиться в суд. Представление интересов в суде следует доверить профессиональным юристам».

Юрист общественной организации по защите прав потребителей «Советник» Вячеслав Курилин:

«Отношения в рассматриваемом случае нужно строить исходя из Варшавской конвенции «Об урегулировании воздушных перевозок», поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ.

Сумма компенсации зависит от того, отправляла Мария багаж с объявленной ценностью или без объявления его цены. Если багаж отправлялся с объявленной ценностью, то в таком случае Мария должна получить компенсацию, равную той ценности, которую она объявила.

Если, как это обычно бывает с пассажирами, Мария не объявляла ценность багажа, а сдала багажное место с определенным весом перевозчику, она, согласно Варшавской конвенции, имеет право на компенсацию исходя из 250 франков за килограмм веса. При этом в случае утери багажа предел ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес места. Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из 65,5 мг золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы переводятся в любую национальную валюту в круглых цифрах.

Можно посчитать, что согласно Конвенции за один килограмм багажа Мария может получить примерно 16 грамм золота в переводе в реальные денежные единицы. При современной стоимости золота Мария могла бы рассчитывать на то, что все ее потери будут покрыты. Но в международном праве, нормы которого применяются и в отношении российских граждан, имеется дополнительное ограничение, прописанное в Резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы.

Вывод: в рассматриваемом случае, если багаж сдавался без объявления цены, получить дополнительную компенсацию от авиаперевозчика не удастся.

При этом нужно учитывать, что к данным отношениям применим ФЗ «О защите прав потребителей», в частности ст. 15З закона – «Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом и т.д.) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда».

Мария вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с авиаперевозчика компенсации морального вреда. Существует практика по данной категории споров, когда суды взыскивали по 50 000 руб.

В завершение хочется дать несколько советов, для того чтобы подобные ситуации не возникали:

  • никогда не оставляйте документы, деньги и ценности в сдаваемом багаже;

  • если вы везете ценный багаж, необходимо заранее объявить о его ценности и оплатить дополнительный сбор;

  • багажные квитанции стоит хранить до момента получения и проверки сохранности вещей;

  • снимайте перед полетом с чемоданов все бирки, оставшиеся от предыдущих поездок;

  • снабдите багаж своими контактными данными – адреса, телефона и фамилии с именем на нем будет достаточно;

  • не покупайте черный чемодан: найти его сложнее всего, так как черных чемоданов миллионы. Лучше всего яркие цвета и запоминающиеся детали, которые вы легко сможете описать при подаче заявления о пропаже багажа».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем